Устройство блокировки стартера

Ошибочное включение стартера при работающем двигателе грозит его поломкой. Предлагаемое устройство пригодно для установки на большинство моделей автомобилей. Кроме этого, оно обладает большой надежностью, что достигнуто введением RC цепи, которая защищает устройство от влияния дребезга контактов замка зажигания в момент пуска и работы стартера.

Схема устройства блокировки стартера
Рис.1. Схема устройства блокировки стартера

Принципиальная схема устройства, подключенного к цепям электрооборудования автомобиля, показана на рис.1 (замок зажигания SA1 и тяговое реле К1 входят в состав системы электрооборудования автомобиля). Блокирующее устройство выводами 2 и 3 включено в разрыв провода от замка зажигания к тяговому реле К1. Устройство состоит из двух ключей - коммутирующего VS1 и блокировочного VS2 - и цепей их запуска.
При повороте ключа в замке зажигания в положение "Зажигание включено" замыкаются контакты SA1.1. Через резисторы R4, R5 и диод VD2 быстро заряжается конденсатор С1 и на управляющем электроде тринистора VS1 появляется открывающее напряжение. Тринистор VS2 закрыт, т. к. напряжение на его управляющем электроде мало.
При дальнейшем повороте ключа зажигания в положение "Стартер" замыкаются контакты SA1.2 и на анод тринистора VS1 устройства поступает напряжение. Так как на управляющем электроде тринистора VS1 уже присутствует положительное напряжение конденсатора С1, тринистор открывается, включая тяговое реле К1 стартера. Стартер начинает вращать коленчатый вал двигателя. Одновременно через резистор R2 к управляющему электроду тринистора VS2 подводится положительное напряжение, открывающее тринистор.
По окончании запуска двигателя возвращают ключ замка SA1 в положение "Зажигание включено". Тринистор VS1 обесточивается. Реле К1 и стартер выключаются. Конденсатор С1 разряжается через резистор R1, управляющий переход тринистора и обмотку реле К1. Тринистор VS2 остается включенным, т. к. ток через него, определяемый резистором R4, больше удерживающего тока. Повторный - ошибочный - поворот ключа в положение "Стартер" уже не приведет к открыванию тринистора VS1 и включению стартера, поскольку конденсатор С1 разряжен, а цепь его зарядки зашунтирована открытым тринистором VS2. Для защиты тринисторов VS1 и VS2 от ЭДС самоиндукции обмотки пускового реле К1 служит диод VD1.
Из-за несовершенства контактов замка зажигания протекающий через них ток в момент замыкания носит прерывистый характер; это явление называют дребезгом контактов. Тринистор, включенный в цепь прерывистого тока, может за время дребезга многократно закрываться, а для четкого срабатывания тягового реле К1 он должен быть надежно открыт. В описываемом устройстве это обеспечено введением цепи C1R1. Конденсатор С1 перед замыканием контактов SA1.2 запасает необходимое количество энергии для того, чтобы в течение дребезга контактов поддерживать тринистор VS1 в состоянии готовности к открыванию при пуске двигателя.
Устройство собрано на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размерами 55х55х1.5 мм, чертеж которой показан на рис.2. В коммутирующем ключе можно применить любой тринистор из серии КУ202, при этом должен быть отобран экземпляр с возможно большим сопротивлением управляющего перехода (не менее 100 Ом) при прямом и обратном токе через него. От значения этого сопротивления зависит требуемая емкость конденсатора С1.
Тринистор VS2 - КУ101 с любым буквенным индексом. Диод VD1 - КД202Ж, VD2 - Д223; конденсатор - К50-6; резисторы МЛТ. При сборке необходимо учесть, что устройство будет эксплуатироваться в весьма жестких условиях (повышенная и пониженная температура, сильная вибрация, влажность, попадание на устройство масла и пр.).
Безошибочно собранное из исправных деталей устройство в налаживании не нуждается.

Печатная плата устройства блокировки стартера
Рис.2. Печатная плата устройства блокировки стартера

P.S. В момент, когда открывается тринистор VS1, происходит дозарядка конденсатора С1 от вывода 2 через управляющий переход тринистора и резистор R1. При этом зарядный ток протекает через управляющий переход тринистора в обратном (нерабочем) направлении. Такой режим работы не обеспечивает надежной работы тринистора и не рекомендован техническими условиями. Устранить обратный ток через управляющий переход тринистора можно включением еще одного диода Д223 между катодом и управляющим электродом триннстора (анодом к катоду тринистора). При наличии этого диода подбирать тринистор практически не требуется.

 

А. Кузема, г. Воркута
РАДИО 1,1987